О чем тревожится тревога и чего страшатся страхи


эдвард мунк
Крик
Эдвард Мунк
Задумывались ли вы о том, что является причиной плохого настроения, подавленности, тревоги, заниженной самооценки? 

Мы часто ссылаемся на плохую погоду, давление, гормоны, проблемы на работе, плохой сон и прочее. А иногда даже и вовсе ни на что не ссылаемся, а просто не обращаем на это никакого внимания. Находим вполне себе "объективные" причины для тревог и живем с ними дальше. Со временем они и сами утихнут. Но не надолго. 
Так вот, что бы ваши тревоги, переживания и страхи не приходили к вам, как по расписанию, давайте разберемся в одной из наиболее частых причин.
Причина, конечно внутренняя. Поэтому я и заключила слово объективные в кавычки. Хотя, конечно, причины внешние тоже есть и имеют место быть. Сложности на работе вполне могут быть такой объективной причиной, даже если вы сами себе создали эти сложности. Несчастный случай, произошедший с вами или вашими близкими является причиной страхов, бессонницы и головных болей. 
Однако все это верно лишь в том случае, когда объективные причины вот они здесь и сейчас. Если же на фоне благополучия, вы вдруг начинаете тревожиться, опасаться за кучу вещей, беспокоиться, не спать по ночам. Тогда ищите причины субъективные, внутренние. 

Где искать? Подскажу. 
Ищите сильные переживания в прошлом. Какое-то событие оказавшее на вас сильное влияние, потрясшее вас и возможно выбившее вас на какое-то время из колеи. 

Дело в том, что нормальной, здоровой психике свойственно сильные переживания запихивать куда подальше. Делает она это из страха, что эти самые переживания могут оказать разрушающее действие. Этот защитные механизм называется "вытеснение". И как это ни странно, относится к одним из самых адекватных способов справиться со сложными переживаниями и эмоциями. 
Однако есть у этого механизма свое слабое место. Вытесненное ранее может прорываться в сознание в микродозах. Происходит, проще говоря, утечка. Причин для этого не так уж и много. Обычная усталость и вот оно потекло. И вот они признаки тревоги и страхов.

И чтобы было понятнее, расскажу вам пример из своей собственной "утечки". 
Был в моей жизни такой период, когда я стала бояться садиться за руль. По началу я справлялась со своим страхом и заставляла себя рулить, не смотря ни на что. Но в один не очень прекрасный день, стоя в пробке на подъеме на эстакаду, я просто впала в ступор. Муж пришлось отдирать меня от руля и пересаживать на кресло пассажира. С одной стороны, меня можно понять. Начинающий водитель спасовал в сложной ситуации - трогаться и тормозить на подъеме в горку с ручной коробкой передач. Однако, для меня ситуация оказалась не просто сложной а непреодолимой  И я никак не ожидала от себя того, что могу просто буквально остолбенеть. 
В общем от вождения мне пришлось отказаться. Однако, утечка продолжалась и вот я уже не просто боюсь сидеть за рулем, я начинаю закрывать глаза от страха, сидя на пассажирском сиденье. При том, что муж у меня очень опытный и грамотный водитель.

Не буду вас больше мучать своими симптомами, а перейду сразу к причине.
Дело в том, что я потеряла хорошего друга юности. Погиб он в ДТП вместе со своей женой. И так как мы на тот момент уже жили в разных городах, у меня не было возможности отгоревать случившееся. Я не могла приехать на похороны, я не могла поплакать вместе с его мамой. Я не имела возможности пережить это горе вместе с нашими общими друзьями. 
Для меня это горе осталось не законченным. И запихнув переживания, я продолжала жить дальше. Пока это горе не вылилось в симптом. 

Иными словами, тревога и страхи являются как бы символом не до конца пережитых потрясений в прошлом. И мой страх, одолевавший меня за рулем машины был символом моей утраты - гибели моего друга за рулем машины. 

Сейчас уже прошло достаточно времени, чтобы можно было смириться с утратой. Однако всякий раз, когда я начинаю тревожиться за мужа, которому предстоит долгая поездка на машине, особенно в снежную погоду (друг не справился с управлением в метель), я понимаю, что эта тревога - символ моей скорби. 

А что означает ваша тревога? Что символизируют ваши страхи? Откуда утечка? Думаю, что найти ее будет не сложно. А когда вы будете знать откуда ноги растут, вам будет проще справиться.

Берегите себя! Будьте внимательны к себе и своим переживаниям. А для вдохновения не забудьте прочитать статью о счастье.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Теория пола Сандры Бэм

Про то, как ребенок опять не доел кашу или остатки сладки

Психология влияния ;-Р